На главную

ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ

Любая визитная карточка, оставшаяся у собеседника, создает у него ассоциацию с ее владельцем. Поэтому она должна быть сделана так, чтобы вызвать положительные эмоции у того, кто на нее смотрит. Независимо от того, каким подходом руководствовались при ее заказе (для красоты или для дела), визитная карточка должна быть стильной, хорошо сверстанной и качественно отпечатанной. Заказчик, формулируя свои пожелания дизайнеру, тоже участвует в творчестве, поскольку художественный образ складывается из взаимодействия формы и содержания. Например, один из нас считает эстетической вершиной визитки в один – два цвета с массой свободного места и мелким строгим шрифтом, а другому нравятся визитки сочные, насыщенные, с легко читаемым текстом не меньше 10 кегля.

Черно-белые визитные карточки могут быть изготовлены как на гладких бумагах, так и на бумаге с тиснением «лен». Черно-белые визитки характерны большой строгостью. Карточки, изготовленные на бумаге с тиснением «лен», печатаются на цифровой машине. Их цена соответствует цена цветных визиток.

Цветные визитки, отпечатанные на цифровой машине по внешним признакам практически не отличаются от традиционного офсета. Цвета чистые и яркие. Совмещение естественно, великолепное. Для подбора цветов можно пользоваться каталогом цветов Pantone.

Цветные и черно-белые визитки выгодно отпечатывать на офсете при больших тиражах. В этом случае можно значительно сэкономить. Печать на материалах типа «хромолюкс» практически невозможна.
Черно-белые визитки, напечатанные на цифровой машине и визитки фольгированные могут быть изготовлены в течение 2-х часов.

В современной практике используются деловые, личные и семейные визитные карточки. Встречаются случаи и комбинированных визитных карточек, содержащих как служебные, так и личные данные о ее владельце.

Личная визитная карточка может содержать ваши фамилию и имя. Здесь же может быть указано ваше отчество или инициал — в зависимости от вашего имиджа, возраста, национальных и культурных традиций. На личной визитной карточке можно дать также те дополнительные сведения, которые вы хотите о себе сообщить (адрес, телефон(ы), номер пейджера, адрес электронной почты и др.).

Разновидностью личной карточки является семейная визитная карточка. Она используется при знакомстве, направлении поздравлений друзьям семьи, прилагается к подаркам. Необходимо помнить, что имя жены ставится перед именем мужа. Адрес на семейной визитке может не указываться.

Деловые визитные карточки — это неотъемлемый атрибут современного делового общения. Первое представление, как правило, начинается с обмена визитными карточками. Особое значение они имеют при обращении с иностранцами, людьми, не говорящими на вашем родном языке. На деловой визитной карточке должны быть четко обозначены ваши фамилия и имя (отчество), название вашей фирмы или организации и ваша должность, полный почтовый адрес и другие сведения. Также на ней вполне уместно использование логотипа вашей фирмы или организации. У государственных чиновников, депутатов на визитной карточке может находиться изображение государственного флага или герба. Деловая визитка может содержать указания на ваше звание или титул, сферу ответственности в рамках вашей организации, номера телефона (телефонов), факса, телекса, электронной почты. Если у вас сменился телефон, то вы можете аккуратно вписать новый номер, зачеркнув старый. Зачеркивать и вписывать новое наименование должности считается дурным тоном – следует позаботиться о том, чтобы как можно скорее заказать новые визитные карточки.

Деловая визитная карточка без адреса также не соответствует нормам этикета (исключение составляют дипломаты и высшие государственные должностные лица). Если у вас менялся адрес, и вы еще не знаете своих телефонов, то лучше указать официальный адрес вашей организации, телефон секретариата или канцелярии. В случае, если организация имеет несколько филиалов, то на деловых визитных карточках ее представителей могут быть указаны несколько адресов.

Деловые визитные карточки сотрудников магазинов, предприятий сферы услуг и т. п. по своему оформлению могут отходить от строгих норм этикета — по сути дела это не только информационная, но и рекламная продукция. На таких карточках на обороте может быть помещена небольшая схема окрестностей, на такой карточке можно встретить фотографию ее владельца, красочный символ, девиз фирмы.

Как правило, визитная карточка — это прямоугольный кусок белого полуплотного картона хорошего качества, на котором типографским способом четко и красиво отпечатаны ваши фамилия, имя и (как правило) отчество наряду с другими сведениями, которые вы хотите о себе сообщить. Четких правил в отношении размеров визитных карточек нет, но обычно у мужчин они могут быть несколько больше, чем у женщин — скажем, 90 х 50 мм и 80 х 40 мм. Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше — как правило 70 х 35 мм. Следует подумать о том, чтобы и ваша карточка имела стандартный размер, и ее не пришлось подгибать или подрезать. Общие требования к шрифту визитных карточек заключаются в том, что он должен быть легко читаем. Имя, как правило, выделяется легко читаемым полужирным шрифтом немного большего размера. Не рекомендуется использовать сложные готические или декоративные шрифты. Будьте осторожны с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно, если у вас редкая или труднопроизносимая фамилия или же речь идет о карточке на иностранном языке.

Как правило, визитная карточка должна иметь черный текст на белом фоне, напечатанный поперек карточки без каких-либо рамок или завитушек. В последнее время типографии предлагают широкую гамму цветных карточек, карточек на пластмассе или даже на коже, но нормы строгого этикета не рекомендуют далеко отходить от черно-белой гаммы. Предпочтительней сосредоточиться на выборе отменного качества бумаги, которая может быть слегка тонирована, иметь сатинированную поверхность.

Если на визитке есть логотип, его цвета должны быть соблюдены идеально. Когда карточка молдавского дилера и карточка зарубежного босса, отпечатанные в разных странах, не отличаются по цвету — это действительно впечатляет, потому что демонстрирует серьезность подхода к партнерству. То же самое относится к выбору шрифтов и общему стилевому оформлению. Впрочем, это требование важно и в том случае, если фирма не работает в кооперации с другими партнерами. Различающиеся логотипы у разных ее сотрудников или на разных визитках одного человека, отпечатанные через некоторый промежуток во времени, явно не послужат укреплению имиджа предприятия.

Обычно принято использовать односторонние визитные карточки, оформленные на языке той страны, куда приехал гость. Вторую сторону карточки оставляют чистой для записи, при необходимости, какой-либо дополнительной информации (например, номера вашего домашнего телефона). Однако для более полного знакомства с компанией, которую вы представляете, на второй стороне могут быть размещены пять-шесть телефонов вашей компании (руководителя, его заместителя, основных подразделений) или другая информация. Всегда помните, что ваша визитная карточка представляет не вас лично, а вас как сотрудника вашей фирмы. Не рекомендуется на деловых визитных карточках указывать домашний адрес и телефон. Если возникнет такая необходимость, всегда можно написать его от руки. Это даже создает некоторую доверительность в общении. При желании можно заказать себе и личные карточки, но они обычно не употребляются в деловом общении.

Визитная карточка — важный элемент фирменного стиля организации. Все работники организации обязаны оформлять служебные визитные карточки в одном стиле. Фирменный стиль компании включает множество взаимоувязанных компонентов, начиная от торговой марки и эмблемы до шрифтового отображения наименования организации, ее аббревиатуры или сокращенного названия. На визитной карточке может быть изображена эмблема, торговая марка или фирменный знак. Шрифт текста исключительно важный элемент и во многом решает задачу оригинальности, запоминаемости и наглядности визитной карточки. Весьма редко встречаются визитные карточки с фотографией владельца. Во многих странах это считается дурным вкусом.

Вручение визитной карточки производится лично при первой встрече, знакомстве или при начале деловых переговоров, если партнеры не знают друг друга. Например, в Японии, принято получать и вручать визитные карточки обеими руками и в знак уважения внимательно их прочитать. Карточку вам подадут так, чтобы легко прочитать написанное на ней; так же следует подавать и свою. Если в ответ на протянутую визитную карточку вы не можете дать свою, то следует извиниться, объяснив причину, и пообещать прислать ее при первой же возможности. Визитные карточки могут высылаться по почте; их прикрепляют к письму или оферте, если они направляются потенциальному партнеру в первый раз. Визитная карточка может передаваться по вашему поручению агентом или третьим лицом; в этом случае у нее принято загибать уголок. Иногда придается значение тому, какой угол загнут. Во избежание неправильного толкования можно загнуть весь левый край визитной карточки.

Получив визитную карточку от иностранного партнера, вы можете на ней обнаружить подписи в виде сокращений. Общепринятые надписи за рубежом (обратите внимание — на французском языке):
P.R. (Pour remercier) — выражение благодарности
P.F. (Pour feliciter) — поздравление по случаю праздника
P.F.N.A. (Pour feliciter a l'occasion Nouvel An) — поздравление по случаю Нового Года
P.P.C. (Pour prender conge) — прощание при окончательном отъезде
P.C. (Pour condolier) — выражение соболезнования
P.P (Pour presentation) — представление

ИСТОРИЯ ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК

Галантные потомки суровых галлов, французы утверждают, что визитные карточки зародились именно на их родине в XVII столетии. Китайцы, конечно, доказывают, что аккурат после изобретения пороха до визиток додумались их предки. Тем не менее, первое документальное подтверждение — образец печатной визитной карточки — относится к 1786 году и обнаружено в Германии. Ну а широкое распространение визитные карточки получили только в XIX веке, тогда и сложились определенные правила пользования ими.

Знаете ли вы, какой угол визитной карточки нужно загнуть, оставляя ее лакею, чтобы обозначить, что целью визита было осведомиться о здоровье хозяина? Мы тоже. А ведь всего каких-то сто лет назад это знание было таким же необходимым для выживания в аристократических кругах, как и умение танцевать или поддерживать светскую беседу. В свое время визитки были неотъемлемой частью этикета, и правила их употребления были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Визитные карточки в те времена дополняли ряд таких понятий, как титул, чин, земля, лошади… Кроме того, они представляли целую область (поли)графического искусства, со своими шедеврами, канонами и табу. Если бизнесменов-первопроходцев отличало уже само наличие визитной карточки, то с увеличением доступности этой продукции и развитием полиграфических технологий пожелания заказчиков становились все более и более затейливыми. Для определенной категории граждан существует лишь один художественный принцип: чем дороже и вычурнее визитка, тем лучше.

С другой стороны, в процессе развития частного предпринимательства возникла достаточно обширная группа людей, которым по роду деятельности было необходимо часто делиться своими телефонами и прочими координатами. Практичные люди не хотели тратить много средств и, не дожидаясь развития сферы полиграфических услуг, стали по своему разумению печатать а принтерах и ксероксах и нарезать ножницами бумажные прямоугольнички с информацией о себе для того, чтобы раздавать их на выставках (конференциях, презентациях и т.д.).

Различие двух подходов к визитным карточкам — имидж или функциональность — легко проследить и сегодня, когда, казалось бы, уже сложились некоторые новые традиции, и изготовление визиток стало в целом вполне профессиональным.

Для первого подхода главное — продемонстрировать, что для владельца нет ничего невозможного. Чем больше карточка будет отличаться от других по оформлению и материалам, чем сложнее будет технология ее изготовления и чем очевиднее будет эта сложность — тем лучше. При этом для заказчика абсолютно неважно, что тиснение на пластике не технологично или что фальцовка и вырубка отверстий в визитках-книжках — три дня головной боли для изготовителей. Зато такого ни у кого больше нет. Содержательная часть такой карточки большой роли не играет: она предназначена именно для визитов, то есть, согласно одному из определений Владимира Даля, "посещений, навещений знакомых лишь по обычаю, без надобности".

При другом подходе, наоборот, главное — функциональность. Именно он главенствует на прагматическом Западе. Недаром английское название предмета — business card — в дословном переводе означает "деловая карточка". Визитки являются обязательным атрибутом сотрудников фирмы, которые по роду своей работы контактируют с клиентами или представителями других предприятий. Поэтому, с одной стороны, их можно увидеть у мелкого клерка, сервисного инженера или грузчика, и в то же время даже начальники отделов, общающиеся только со своими сотрудниками, нередко обходятся без служебных визиток

О КОМПАНИИУСЛУГИПРАЙС-ЛИСТКОНТАКТЫ

2013 Департамент Правовой Экспертизы.